Ко дню выборов в Госдуму России 18-го сентября 2016-го года в Самаре уже давно был запланирован ввод в эксплуатацию нового медицинского кардиологического центра «Клиника сердца». Тем не менее, в результате действий некоторых заинтересованных физических лиц и структур, это знаменательное для Самарской области событие не сможет состояться, поскольку в данное время строительство клиники фактически заморожено. Все это происходит после Послания президента Владимира Путина в прошлом году, где глава государства призывал прекратить «кошмарить бизнес». Чтобы разобраться, из-за чего сложилась эта скандальная ситуация, следует вспомнить поговорку древних римлян: «Ищи, кому это выгодно».
Идею создания нового кардиохирургического центра предложили губернатору Самарской области Николаю Меркушкину в конце 2012-го года глава компании «Современные медицинские технологии» (СМТ) Сергей Шатило и главный врач самарского кардиологического диспансера Сергей Хохлунов. Этот проект одобрили, так как старый диспансер по своим возможностям и оснащению прочно застрял во временах СССР, и уже давно не мог удовлетворить потребности большого современного мегаполиса. Известный кардиохирург из Бельгии Пол Сержант, который побывал в этом диспансере, отметил, что уровень учреждения соответствует кардиоцентрам Бельгии 1960-х годов.
Открытие нового кардиологического центра площадью 25 тысяч кв. м. с 8 операционными и самым современным оборудованием должно было исправить ситуацию. Корпус новой клиники планировали соединить со зданием старого кардиодиспансера, чтобы направлять пациентов на реабилитацию после операций.
У фирмы «Современные медицинские технологии» начались проблемы с приближением к концу строительства. При этом поразило двуличие Хохлунова, который сначала воспевал идею создания этого кардиоцентра, а потом, когда понял, что с этого проекта ничего не будет иметь, то резко изменил свою позицию. Но позиция господина Хохлунова, который пообещал директору «Клиники сердца» Маковской отказывать пациентам в реабилитации, — полбеды. К травле фирмы СМТ присоединились более влиятельные и серьезные люди.
Криминальное дело, которое завели на Сергея Шатило и его заместителя Алексея Санкеева в мае 2016 года, сорвало сдачу объекта, поскольку в этой ситуации кредитование проекта было заморожено. В результате, недоброжелатели добились дискредитации губернатора Меркушкина, так как сроки ввода нового кардиоцентра накануне выборов в Госдуму были нарушены, и проявили попытку пресечь деятельность Сергея Шатило и компании СМТ.
Как оказалось, ООО «ЦЭХ-ЗДОРОВЬЕ» и его владелец Алексей Рогачев, бывший главврач дорожной больницы, являются главными инициаторами открытия криминального производства. В фирме «ЦЭХ-ЗДОРОВЬЕ» числится всего 5 человек. Аналогичная ситуация в компаниях Рогачева ООО «МЕДТЕХЛИНК-СЕРВИС», ООО «МЕДТЕХЛИНК-САМАРА», ООО «МЕДТЕХЛИНК-СЕВЕР», ООО «МЕДТЕХЛИНК-Плюс» (скоропалительно ликвидировано в прошлом году за несколько дней до начала проверки) и других.
За десятками этих маленьких фирм стоят одни люди – бывший главный врач дорожной больницы Алексей Александрович Рогачев и его жена Ирина Глотова, которые играют в данное время в околомедицинских баталиях главную роль. В многочисленных фирмах, где господин Рогачев с супругой являются директорами или учредителями, численность штата минимальна. Что реально может сделать для медицины фирма с таким числом работников, где половину штата составляют юристы? Все эти медицинские фирмы имеют все признаки фирм-«однодневок», которые похожи на бендеровские «Рога и копыта».
Доходило до печальных инцидентов, когда один из этих самарских горе-мастеров сжег лицо жидким гелием, когда разбирал томограф в клинике. Главврачи клиник обычно работают с солидными партнерами, что вызывает у некоторых зависть и мотив для «заказа» конкурента.
Уже забыта история, что около года назад против фирмы «Современные медицинские технологии» уже открывалось криминальное производство. Были изъяты документы и компьютеры компании. Поводом для этого была якобы несвоевременная уплата сумм налогов в размере 40 млн рублей. Потом выяснилось, что сроки платежей в бюджет не наступили, а компания в казну их уже перечислила. Был громкий скандал, и представитель президента в Приволжском округе Михаил Бабич направил в Самару комиссию, которая подтвердила, что никаких нарушений закона Шатило не допускал.
Что же в действительности произошло 25-го мая 2016-го года? Согласно сообщениям некоторых СМИ, по версии правозащитника Шатило Александра Паулова, в апреле текущего года с директором ООО «ЦЭХ — Здоровье» Рогачевым был подписан договор о намерениях. По соглашению фирма Сергея Шатило, в случае победы в аукционе 11-го мая 2016-го года, собиралась привлечь эту компанию для осуществления технического обслуживания медоборудования как субподрядчика. Потом Рогачев и написал заявление в правоохранительные органы.
В действительности это предложение выдвинул при свидетелях сам Рогачев. При этом Минздрав Самары создал для тендера, который сейчас оспаривается, все условия для здоровой конкуренции, но на замглавы Минздрава Альберта Навасардяна тоже завели уголовное дело, отстранив его временно от должности.
25-го мая 2016-го года прошла встреча представителей СМТ с руководством ООО «ДжиИ Хэлскеа» и главой ООО «ЦЭХ – Здоровье». Оказалось, что Рогачев на видео тайком снимал переговоры на спецкамеру. Эта запись и стала мотивом уголовного дела. Силовики попытались уличить Санкеева и Шатило в сговоре, вероятно, чтобы «утяжелить» статью.
25-го мая 2016-го года было проведено задержание всех участников этой встречи сотрудниками СК РФ Самарской области и ФСБ. Правоохранители произвели досмотр вещей, провели обыски в офисах и квартирах работников ООО «Современные медицинские технологии». При этом не было оформлено даже подписок о невыезде. Шло время, а у следствия не было веских оснований для обвинения. Несколько дней назад Региональное управление Федеральной антимонопольной службы завело дело против ООО СМТ и ООО «ЦЭХ – Здоровье», так как усмотрело в действиях компаний признаки нарушения Закона о защите конкуренции. Кроме того, ведомство возбудило дело и против областного Минздрава. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что у инициаторов уголовного дела что-то не срослось, и к делу подключили антимонопольное ведомство – может у него что-то выйдет. При этом именно антимонопольная служба должна разобраться в ситуации и расставить все точки над «и». Беспрецедентным является тот факт, что силовики передали материалы оперативной работы в рамках уголовного дела в ФАС и этим нарушили положения ст.310 УК России о тайне следствия, за что предусмотрена уголовная ответственность.
Здание недостроенного кардиоцентра стоит пустое. Уже понятно, что оно уже не будет сдано в эксплуатацию ни до парламентских выборов, ни после них. В Самаре очень высок процент жителей, которые страдают кардиологическими заболеваниями и нуждаются в хирургических операциях на сердце. Эти люди стали заложниками медицинских войн, которые начали конкуренты Шатило. Многим пациентам приходится ехать на операцию в Москву, Пензу или Новосибирск. Эта скандальная история стала банальным «наездом» в традициях бандитских времен девяностых годов с элементами современного рейдерства. Печально то, что раньше это делали рэкетиры и бандиты, а в настоящее время в этих историях часто фигурируют люди в погонах, которые имеют свой финансовых интерес. И в этих случаях, как говорил герой братьев Вайнеров Владимир Шарапов, закон используется «как кистень». К сожалению, ситуации, когда силовики принимают на себя роль «решальщиков», стали приметой современной действительности. Если дела так пойдут дальше, то что будет с российским бизнесом, и как будет выживать отечественная медицина ?
По материалам Романа Гранжевского