В феврале 2016 года первым вице-премьером Игорем Шуваловым была подписана директива, в которой говорится о приватизации части акций “Роснефти”. Речь идет о 19.5% акций, которые хотят продать для покрытия дефицита бюджета. На данный момент государство контролирует 69,5% и, если сделка по приватизации состоится, то вне контроля России окажутся 49,6% акций.
Для того чтобы инициировать смену руководства компании, необходимо собрать блокирующий пакет акций в 25% плюс 1 акция («British Petroleum» владеет 19,75% акций, 10,35% находятся на свободном рынке, оставшиеся 0.4% сосредоточены в руках мелких владельцев).
Оснований для того, чтобы снять нынешнего главу ”Роснефти” Игоря Сечина у зарубежных инвесторов хватает, поэтому он всячески пытается не допустить запланированную сделку по приватизации. Для этого всего-то необходимо убедить инвесторов в том, что покупка акций компании не принесет им прибыль. Для достижения цели хороши все методы.
Недавно в иностранных и российских СМИ появилась информация о том, как подтасовывалась отчетность компании, с подробным описанием схем. Например, при помощи хеджирования форвардных контрактов в 2014 году убытки ”Роснефти” в 48 миллиардов рублей превратились в 350 миллиардов прибыли.
Оказывается, распространить данную информацию — это был гениальный ход руководства, который привел к тому, что теперь все потенциальные покупатели скрупулезно изучают отчеты и находятся в шоковом состоянии от такой наглости российской компании.
Так же стало известно, что в “Роснефти” перенесли убытки за последние два года на будущее, и теперь 3 года компания будет показывать сокращение капитала в 119 миллиардов рублей. На первый взгляд, перспективы компании Сечина выглядят не благоприятно, но сам глава будет продолжать получать по 5 миллионов рублей в день. Чтобы руководство любой зарубежной компании одобрило свое участие в покупке акций ”Роснефти”, им подготавливают финансовое обоснование инвестиций. Только кто из финансистов захочет подписаться под таким обоснованием, если на деле отчеты ”Роснефти” липовые.
Еще одна страховка, которую придумал Игорь Сечин, заключается в невыплате дивидендов государству. Он предложил руководству страны поискать деньги в других госкомпаниях. Теперь весь мир знает, что глава ”Роснефти” не подчиняется российскому правительству, а если это так, то как можно быть уверенным, что деньги не будут выплачены и зарубежным акционерам.
Финансами компании Игорь Иванович распоряжается как своими. Не так давно он приобрел для своего друга и доверенного лица Эдуарда Худайнатова Независимую нефтяную компанию, пополнив ее за последний год несколькими серьезными нефтяными активами. Цена вопроса 4 млрд долларов. И все это на деньги ”Роснефти”. Теперь ННК, при своем плачевном финансовом состоянии, пытается приобрести еще госпакет ”Башнефти”, и эксперты уверены что купит, потому что подозревают, не себе покупает — для друга.
“Роснефть” сокращает центральный аппарат на 20%, это связано с тем, что у компании нет денег для выплаты годовой премии сотрудникам, а в это время покупает 49% акций нефтеперерабатывающего завода в Индии.
Есть ощущение, что над срывом приватизации работало несколько команд в разных направлениях. Хоть и так вероятность продажи акций зарубежным инвесторам стремится к нулю, еще одна разработка пошла в дело.
По инициативе самой ”Роснефти” возбудили уголовное дело 4-х летней давности о хищении денежных средств Андреем Вотиновым. Во всем цивилизованном мире компании пытаются сохранить свой имидж, и если подобные дела и всплывают, то они спускаются на тормозах. Как бы смешно это не звучало, но получается что вице-президент – вор, причем сумма мизерная для «Роснефти»,- 128 миллионов рублей. Игорь Сечин зарабатывает за год в 5 раз больше.
После всего вышеперечисленного пускай теперь руководство страны попробует продать акции ”Роснефти”.