Последние новости России на 18 октября: Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков 15 с сентября находится под домашним арестом. Следственный комитет России (СКР) обвиняет его в отмывании денег при покупке предприятий ТЭКа Башкирии у структур Урала Рахимова, сына тогдашнего президента Башкирии Муратазы Рахимова.
У следствия четыре основных претензии к председателю совета директоров АФК «Система» Владимиру Евтушенкову, пишет Forbes со ссылкой на информированные источники. Издание отмечает, что официально СКР и АФК эту информацию не комментируют, ссылаясь на соглашение о неразглашении.
Во-первых, внимание СКР привлек договор, заключенный в ноябре 2008 года «Системой» и структурами Рахимова. Согласно документу, «Система-Инвест» получала полномочия генерального директора в предприятиях башкирского ТЭКа. Договор был заключен за пять месяцев до продажи активов, и с помощью этого Евтушенков добился, чтобы активы были проданы именно «Системе», считают в СКР. Однако не в пользу этого говорит тот факт, что «Система-Инвест» не успела вступить в свои права на момент сделки в марте 2009 г.: необходимое разрешение антимонопольного комитета было получено только в феврале 2009 г.
Во-вторых, по мнению следствия, цена активов была необоснованно занижена. За контрольные пакеты акций Башкирского ТЭКа «Система» заплатила $2 млрд, хотя первоначально речь шла о $2,5 млрд, рассказывали участники сделки. «Система» без каких-либо причин недоплатила за активы, минимум около $500 млн, указывают следователи.
Стороны той сделки объясняют, что по ее условиям максимальная стоимость актива действительно могла составить около $2,5 млрд. Но в документах оговаривалось, что последние $500 млн — отсроченный возможный платеж. Это обычная практика при сделках M&A, так как даже при подробном Due Dilligence сложно понять истинное положение дел в компании. Как следует из годовых отчетов «Системы», в дальнейшем выяснилось, что у «Башнефти» были долги, о которых «Система» не знала до покупки. По условиям договора «купли-продажи» «Система» могла не только не платить оставшиеся $500 млн, но и потребовать вернуть ей часть из уже выплаченных $2 млрд.
Следствие считает — и это третья претензия к Евтушенкову, — что цена в $2 – $2,5 млрд была ниже рыночной. По мнению СКР, это означает, что риск оспаривания сделки был заложен в стоимость активов, то есть Евтушенков знал о том, что они могли быть ранее приватизированы с нарушениями.
Четвертый аргумент следствия — покупка «Системой» 30 марта 2009 г. акций «Башнефти» совпала день в день со снятием ареста с акций предприятий «Башнефти» из-за подозрения в неуплате налогов. Следователи считают, что такое совпадение свидетельствует о том, что Евтушенков оказывал административное влияние на налоговые органы.
По материалам: TopNews.ru