Грефа и Костина заставляют отчитываться о своих доходах. Без сомнений: в будущем году налоговикам представят довольно чистые декларации банкиров, но полные данные об их действительных доходах правительству опять не будет доступны.
Медведев утвердил постановление, по которому главы самых больших банков РФ – ВТБ и Сбербанка – обязаны декларировать «свои доходы, расходы и собственность». Как написано в документе, предоставлять такие сведения нужно будет не только им, но и их заместителям, и главным бухгалтерам. Стоит сказать, что руководитель Сбербанка Греф и управляющий ВТБ Костин — в пятёрке рейтинга 25-ти самых дорогих управленцев РФ по данным Forbes.
Например, Костину в 2013 году выдали компенсацию в $35 млн. А Греф получил компенсацию, по информации издания, суммой в $15 млн. Нужно сказать, что приводимые оценки Forbes постоянно не устраивают Грефа. Так, в 2012 году Сбербанк опротестовал приводимые изданием данные. Но журнал опять указал Грефу эту же сумму, хоть Сбербанк и настаивал, что зарплата руководителя составляет всего $5 млн.
Государственные банки РФ не декларируют доходы своих глав. ВТБ, к примеру, указал, что выплатил руководящему составу банка на начало 2014 года около 1млрд. 325 млн. рублей. А вот Сбербанк выплатил руководящему составу за 2013 год около 2 млрд. 38 млн. рублей.
Можно сказать, что утвержденное постановление запоздалое, если говорить о двух самых крупных банках РФ. Но, как показывает международная практика, оно актуально всегда. Потому что управление подразумевает обязательное предоставление и открытие этих данных, что важно для акционеров банков.
А очень остро встает такой вопрос во время кризиса. Антикризисные меры у наших и западных банкиров значительно отличаются. Например, когда начался кризис в 2008-м году, Уолл-Стрит сразу же среагировал на это и сократил выплаты премий банкирам на 45-50%. А их руководители вообще стали отказываться от премий, суммы которых очень часто доходят до десятков миллионов долларов. Так, от премии в $40 млн. отказался руководитель «Морган Стенли» Мак, а глава «Голдман Сакс» Бланкфейн не получил $27 млн. Коллеги из Европы также проявили солидарность: от премий отказались руководитель «Дойче Банк» Аккерман, руководитель «Барклиз» Варли и руководство «Объединенного банка Швейцарии».
А вот наши банкиры не сделали ничего, чтобы показать своим акционерам, как нужно поступать в таких ситуациях, чтобы сократить расходы. Они, наоборот, в 2008 году дружно занимали очередь за поддержкой государства, но потом в 2009-м году становится ясно, что эта поддержка почти полностью уходит на годовые вознаграждения руководителей банков, они даже не собирались от них отказываться. В Сбербанке, например, годовая премия одного сотрудника правления составляет 41 млн. рублей, а вот в ВТБ годовая премия руководящего состава её уровня составляет 12 млн. рублей.
Смотря на такие показатели, актуальные действия Медведева необходимо приветствовать. Но что из этого получится, мы увидим нескоро. Срок сдачи таких деклараций закончился 30 апреля, поэтому показатели доходов Костина и Грефа будут известны на следующий год.
Но это постановление, утвержденное премьером, может быть очередной пустышкой, потому что наши банкиры очень часто ведут нечистую игру, извлекая доходы от нечистых схем. Например, в Сбербанке работает структура, которая прославилась активным изъятием активов. Компания «Сбербанк-Капитал» стала ужасом для нашего бизнеса, её глава Хачатурянц, который получает за год компенсации на сумму 70 млн. рублей, стал знаменитым рейдером РФ.
Рецепт его «успеха» прост: как только владелец очень хорошего бизнеса берёт кредит в Сбербанке, как тут же на него наседают силовики, которые очень тесно связаны с Хачатурянцем. Тем самым, начинаются проблемы с выплатами кредита, после этого запускаются механизмы банкротства. К тому же тесно связаны со «Сбербанк-Капиталом» фирмы, которые оценивают это имущество. Очень важно отметить, что одной такой фирмой, «НЭО-Центр,» руководит сынок Грефа, Олег. В результате всех этих действий активы, цена которых составляет миллиарды, переходят к «Сбербанк-Капиталу» за бесценок, а в дальнейшем их реализовывают.
Таким способом «Сбербанк-Капитал» захватил завод «Иж-Авто», нефтяную компанию «Дулисьма» и 35,3 процентов акций «Таас-Юрях Нефтегаздобычи», ещё активы «Дон-Строй — её хозяин, Макушин, вынужден был сбежать за рубеж от давления силовиков, которые организовали рейдеры. Комбинат, который производит гранитный щебень, «Павловскгранит» тоже был жертвой этой отработанной схемы. Стоит сказать, что в составе владельцев очень крупного в Европе предприятия по производству щебня стал сын Грефа, именно его компания оценивала стоимость активов предприятия перед реализацией.
Можно уверено сказать, что действия Хачатурянца, которого пригласил в «Сбербанк-Капитал» сам Греф, не является большой тайной. Можно предположить, что «продажа непрофильных активов» в нефтегазодобывающей отрасли, которую провёл Сбербанк, на самом же деле — очень хорошо замаскированная от чужих глаз покупка Грефа. Он является владельцем активов «Аврора Ойл».
В свое время в банке VTB Capital в прошлом году очень резко уменьшилась прибыль, в 8 раз и скачком, сразу, поднялась заработная плата его сотрудникам. В ушедшем году на работников потратили 246,2 млн. долларов. Что, фактически, на 30 процентов больше, чем в 2012 году. Но численность работников не возросла.
Из представленных отчётов банка почти 20 млн. долларов VTB Capital, который управляет офисами по всему миру, затратил на заработную плату состава совета директоров и остальных ведущих управленцев. Один из членов совета директоров получил 6,7 млн. долларов.
Незаконная деятельность управленцев ВТБ не очень известна обществу, наверное, это зависит от того, что размах их операций поменьше. Но банк, руководителем которого является Костин, тоже «засветился» в нескольких рейдерских делах, в том числе в атаке на Ростелеком, а ещё в истории отмывания денег с помощью компании «Гленик».
Все эти данные зарождают сомнение в эффективности принятых правительством мер. Самое большее, что может дать постановление, это «стерильные» декларации, скромненькие дачи с шестью сотками и старые «Волги». А до действительных источников их доходов государство в ближайшее время не доберётся.