В деле транспортировки нефти традиционно лидируют железнодорожные перевозки и трубопроводы. Именно между этими способами доставки всегда идёт противостояние в объёмах. Хотя точнее будет так: железнодорожный транспорт во всю пытается удержать свою долю относительно трубопроводного транспорта. Но получается это далеко не всегда — все больше амбициозных планов по возведению новых трубопроводов портят жизнь руководству «РЖД», которое после реализации проекта по возведению нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан даже предложило идею создания единого государственного органа по регулированию транспортной политики государства. Сейчас трубопроводный транспорт в подчинении у Минэнерго, а железнодорожный транспорт — Минтранс и вполне вероятно, что под эгидой создания единого координирующего органа «РЖД» пытается упростить лоббирование своих интересов в перевозках нефти.
Действительно, с помощью такого органа «РЖД» было бы проще «тормозить» развитие инфраструктуры трубопроводов — единый департамент не наносил бы вреда железнодорожным перевозкам, отдавая предпочтение развитию трубопроводного транспорта. Тем не менее, пока подобный орган не создан и у «РЖД» волне может отпасть очередной лакомый кусочек нефтепереевозок — «Роснефть» планирует возвести нефтепровод, который соединит Красноярский и Хабаровский край. Планы по соединению нефтеперевалочного комплекса в Уяре и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода у «Роснефти» уже довольно давно, но это никак не входит в планы «РЖД», ведь в этом случае российский монополист, осуществляющий ж/д перевозки, потеряет порядка 35 млрд рублей. Убытки железнодорожных операторов в этом случае составят чуть меньше трети от этой суммы — 10,5 млрд рублей. Руководство «РЖД» неоднократно пыталось повлиять на ситуацию предлагая «Роснефти» более лояльные цены на перевозку по данному направлению, но даже это никак не повлияло на ситуацию — «Роснефть» вряд ли откажется от идеи с трубопроводом ибо это сэкономит большие деньги в перспективе.
Беда не приходит одна — под таким грифом начнется осень этого года, когда «РЖД» потеряет еще один маршрут доставки нефти. На этот раз из Уяра к нефтеперерабатывающему заводу Независимой нефтяной компании из-за подключения последнего к ответвлению нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, о котором мы говорили выше. Судя по тенденциям, «РЖД» и дальше будет проигрывать долю в перевозках нефти, если на довольно высоком уровне не будет какой-либо целевой программы, призванной уровнять шансы двух видов транспорта с целью сохранить за железной дорогой некоторый оговоренный объём перевозимых грузов. Если этого не случится, любой новый нефтепровод сможет существенно сократить количество рабочих мест на участках железной дороги, обслуживающих перевозки нефти.